В мире технологий сейчас идет яростная борьба за влияние. Технологии и способы их использования очень быстро меняются. Выиграют, скорее всего, самые агрессивные компании.
Все мы видели, как акции Amazon (NASDAQ:AMZN) год за годом удивляли Уолл-стрит, становясь все дороже, несмотря на то, что компания несла убытки. Компании вроде Google (NASDAQ:GOOGL) и Facebook (NASDAQ:FB) постоянно адаптируют свои бизнес-модели, меняя цели и агрессивно вкладывая средства в привлечение талантов и развитие технологий.
Как в этих условиях показывает себя Apple? Хотя Уолл-стрит любит эту компанию, но будущее Apple (NASDAQ:AAPL), возможно, начинает отставать от конкурентов в очень важной точке технологического цикла.
Все дело в R&D
Вот список одних из самых известных технологических компаний:
Для каждой из компаний мы привели один очень важный показатель за последний квартал. От этого показателя зависит будущее каждой них.
Facebook в первом квартале потратила на исследования и разработки (R&D — research and development) почти $2 млрд и увеличивает этот показатель самыми высокими темпами среди всех компаний в списке.
Amazon в прошлом квартале потратила на R&D $4,8 млрд, то есть больше, чем любая другая компания в списке, причем она наращивает расходы почти такими же темпами, как и Facebook, у которой объем инвестиций намного меньше.
Для Netflix (NASDAQ:NFLX) мы также привели «стоимость проданных услуг» (COGS), поскольку она связана с расходами на видеоконтент, за счет которого Netflix конкурирует с другими компаниями в списке. Именно этот показатель имеет значение.
Где же в списке Apple? Где Microsoft? Apple занимает последнее место в списке по скорости увеличения расходов на R&D и находится в середине списка по объему этих расходов. Она отнюдь не агрессивна.
У Microsoft (NASDAQ:MSFT) то же самое. Она в середине списка по суммарным расходам и в его конце по скорости их увеличения.
Если вы акционер Apple или просто подумываете инвестировать в нее, не должно ли это вас беспокоить?
Этот показатель позволяет взглянуть на будущее под интересным углом, не правда ли?
Большие запасы наличных, но акции слишком дешевые. Почему?
Кто не любит iPhone и все, что он сделали для Apple и ее акционеров? Кто не оценил ее запасы наличных и высоколиквидных ценных бумаг на сумму в $70 млрд и прибыль в размере около $13 на акцию?
При этом всем акции Apple торгуются на исторически среднем уровне — цена акций в 15 раз больше прибыли на акцию. У такой крутой компании соотношение могло бы быть и повыше.
Проблема в перспективах роста. Доход не увеличивался двухзначными темпами с третьего квартала 2015 г.
Надежда на то, что рост доходов ускорится, поскольку они могут привести к увеличению прибыли и стоимости акций.
Но, глядя на эти инвестиции, возникает беспокойство, что борьба за лидерство в следующем поколении технологий будет слишком жесткой. Создаст ли Apple следующее поколение технологий? Сделают ли это Amazon, Facebook или Google?
Почему бы не увеличить расходы на R&D?
Агрессивные расходы – это особенность культуры. Amazon определенно родилась в этой культуре «расходы на первом месте». Возможно, она даже создала ее. Tesla (NASDAQ:TSLA) тоже использует такую модель.
Facebook тоже создавалась с подходом «покупай или умирай» и немало заплатила за WhatsApp, Instagram, Oculus и другие приобретения.
Более традиционные компании вроде Apple и Microsoft имеют более широкие базы инвесторов, которые покупают акции этих компаний за их стабильность. Эти две компании не обладают подходом «покупай любой ценой, чтобы не проиграть». Они уже окопались на своих позициях и не чувствуют, что их существованию что-то угрожает, в отличие от более позднего поколения технологических компаний.
Увеличивать расходы – это делать больше ошибок, идти на большие риски и навлекать на себя недовольство инвесторов и СМИ. Это может даже означать, что компания не оправдает ожидания Уолл-стрит. Apple опасается, что инвесторы не готовы к такому новому подходу.
Инвесторы ждут, что Apple будет последовательной. Эта последовательность вместо боязни остаться позади может привести к тому, что традиционные компании потеряют возможности во время грядущего технологического бума.
Вывод:
Apple создает свои приложения, услуги, автомобили и «интернет вещей». Но достаточно ли она агрессивна, чтобы победить? Среди лидеров отрасли она наименее агрессивно инвестировала в R&D в первом квартале. Как это повлияет на ее будущее?